Дмитрий Герасимов сказал:
Добрый день. Несколько раз пытался прикрепить файл с работой, при сохранении изменений все исчезает. Как узнать прошла ли работа рассмотрение, и каков результат?
Добрый день. К Вашей работе сейчас прикреплен файл. Вы хотели прикрепить другой файл?
Результаты работ будут известны только после того, как будут рассмотрены все работы.
Влада Недотко сказал:
Здравствуйте, хотелось бы обратиться с тем же вопросом. Так же несколько раз прикрепляла файл, однако в изменениях он не был сохранен. Можно ли узнать, прикрепился ли текст работы?
Здравствуйте. Всё хорошо, текст работы прикреплен к заявке
Егор Юрченков сказал:
Каким-либо образом можно посмотреть список исходящих заявок от пользователя на те или иные "события". Для пояснения: возникла та же проблема, что при сохранении изменений файл как будто не прикрепляется, тем самым возникает вопрос: а сформирована ли заявка с файлом?
Ваша заявка сформирована, файл прикреплен
Роман Каримов сказал:
Здравствуйте, у меня тоже не сохраняются изменения, можно ли узнать сформирована ли заявка?
Ваша заявка сформирована, есть прикрепленный файл.
Анна Матюхина сказал:
Здравствуйте
Нужно отправлять текст всей работы или достаточно тезисов?
Добрый день! Лучше отправить как тезисы, так и текст работы
Даниил Колосков сказал:
Здравствуйте.Хотелось бы узнать прикреплен ли к моей работе файл?
И еще что лучше отсылать тезисы или теккст работы?
Добрый день. Файл прикреплен. Лучше всего отправлять как тезисы, так и текст работы
Ирина Трапезникова сказал:
Добрый день. На сайте не отражается информация прикрепился ли файл. Как узнать?
А кроме текста работы можно ли прикрепить ppt?
Спасибо
Здравствуйте. Файл прикреплен. Прикрепить презентацию можно, например, архивом вместе с тезисами к работе
Ирина Трапезникова сказал:
Добрый день. На сайте не отражается информация прикрепился ли файл. Как узнать?
А кроме текста работы можно ли прикрепить ppt?
Спасибо
Здравствуйте. Файл прикреплен. Прикрепить презентацию можно, например, архивом вместе с тезисами к работе
Рафаэль Кильметов сказал:
Здравствуйте, где можно посмотреть отправилось или нет? И можно ли отправлять в архиве .ZIP?
Добрый день. Да, можно отправлять в формате ZIP. Ваша работа успешна отправлена, файл прикреплен
Григорий Чернов сказал:
Пришлось прикрепить текст работы и тезисы отдельно, как загрузить два документа как одну работу?
Лучше заархивировать их и выслать в систему
Дарья Юркина сказал:
Здравствуйте! Также не могу понять, отправилась ли работа. При нажатии на "Сохранить изменения" вылетает страница с надписью "413 Request Entity Too Large". Может быть, все-таки заявка прошла? если нет, то что делать? Очень не хочется упускать возможность участия.
Добрый вечер! Не беспокойтесь, Ваша работа принята, файл прикреплен
Евгений Бойцов сказал:
Добрый день! Можно уточнить, прикрепился ли архивный файл?
Добрый вечер! Ваш архивный файл прикреплен
Игорь Якушев сказал:
здравствуйте!
Можно уточнить, прикриплён ли мой архивный файл?
Здравствуйте! Да, прикреплен
у меня не прикрепляется фаил.Можете посмотреть
Всероссийская открытая конференция обучающихся «Старт в Науку»
Секция: Наука о космосе, земле и океане
Тема: Технология и изготовления модели-копии исследовательской ракеты МР-20 . Автор работы: Ученик 9 «А» класса МБОУ «Лицей №36» Васильев Александр Сергеевич
Место выполнения работы: МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Калуга Научные руководители : педагоги-наставники Репин С.Н., Потапов В.В.
2014 |
Оглавление
О первых метеорологических ракетах
Первой в мире специализированной метеорологической ракетой явилась советская жидкостная одноступенчатая ракета МР-1, предназначавшаяся для измерения температуры, давления, плотности воздуха, а также распределения ветров на высотах до 100 км. Регулярное зондирование атмосферы начало проводиться с ее помощью с осени 1951 г.
Длина ракеты равнялась 8,5 м, а диаметр — 0,4 м. Стартовый вес ракеты МР-1 достигал 650 кг, и она была способна поднять на предельную высоту до 20 кг научной аппаратуры.
Первоначально бортовая измерительная аппаратура МР-1 состояла из термометров сопротивления, тепловых и мембранных манометров. Путем прослеживания за дрейфом парашютирующей головной части ракеты определялись направление и скорость ветра на различных высотах. Позднее на борту ракеты стали дополнительно устанавливать фотографическую аппаратуру, с помощью которой удалось получить первые снимки облачного покрова с больших высот.
Несмотря на ряд существенных недостатков, МР-1 для своего времени была довольно простой, удобной и надежной ракетой, позволявшей получать весьма важные данные о строении атмосферы, а также отрабатывать методику различных научных измерений на больших высотах.
В начале 60-х годов в Советском Союзе была создана более совершенная двухступенчатая твердотопливная метеорологическая ракета М-100 с высотным потолком зондирования атмосферы также около 100 км (рис. 1, а).
За счет применения твердого топлива параметры ракеты М-100 заметно отличаются от параметров ракеты МР-1. Ее стартовый вес около 480 кг, длина достигает 8,24 м при диаметре корпуса 0,25 м. Единственно, в чем М-100 уступает МР-1, то, что она может поднимать на предельную высоту лишь 15 кг научной аппаратуры.
Однако ракета М-100 за счет большей универсальности головной части позволила специалистам, помимо измерения температуры, давления, плотности воздуха и ветра, осуществлять широкий цикл исследований, включавший в себя наблюдения за магнитными бурями, полярными сияниями и другими метеорологическими и геофизическими явлениями, связанными с деятельностью Солнца.
С появлением у метеорологов серийных твердотопливных ракет значительно расширились возможности зондирования атмосферы в различных климатических зонах при разных условиях погоды, упростилось стартовое оборудование, резко повысилась надежность работы всего ракетного комплекса. И что самое главное — появилась возможность организовывать подвижные пункты ракетного зондирования, в первую очередь на научно-исследовательских морских судах.
Важным этапом в дальнейшем развитии исследований атмосферы явилось создание и внедрение в эксплуатацию с осени 1965 г. еще более совершенной твердотопливной метеорологической ракеты МР-12, способной поднимать до 50 кг различной аппаратуры на высоту 180 км (рис. 1, 6).
Рис. 1. Советские метеорологические ракеты: а — М-100 и б —МР-12
Основное достоинство ракеты МР-12, имеющей длину 8,8 м и диаметр 0,44 м, — способность проводить зондирование атмосферы в любых климатических и погодных условиях, ее многоцелевая направленность и универсальность. Последнее достигается тем, что в зависимости от цели метеорологического или геофизического эксперимента бортовая научная аппаратура ракеты может меняться от запуска к запуску.
В настоящее время с помощью ракет М-100 и МР-12 советские метеорологи имеют возможность проводить регулярные измерения температуры, давления, плотности, ионного и нейтрального газового состава атмосферы, концентрации электронов, аэрозольной составляющей, диффузии и турбулентности воздуха, распределения ветров на разных высотах, оптических характеристик атмосферы, потоков микрометеоритного вещества и ряда других параметров газовой оболочки нашей планеты.
В последние годы в Советском Союзе для создания разветвленной сети станций ракетного зондирования атмосферы была создана небольшая твердотопливная метеорологическая ракета массового применения ММР-06. При стартовом весе около 135 кг ММР-06 имеет длину около 3,5 м и диаметр примерно 0,2 м. Она обеспечивает подъем до 5 кг измерительной аппаратуры на высоту 60 — 65 км. Запуск этой ракеты можно проводить и с кораблей. Данные, полученные с помощью этой ракеты, позволят метеорологам осуществлять более полный аэрологический анализ, что, в свою очередь, дает возможность существенно повысить качество прогнозов погоды.
Для всех метеорологических ракет схема полета и проведения научных измерений является примерно одинаковой. Запуск ракет производится обычно со специального стартового устройства, снабженного спиральными направляющими, что значительно повышает устойчивость ракеты в полете. При достижении ракетой заданной высоты, определяемой программой измерений, баллистический обтекатель головной части отстреливается, и датчики научных приборов вступают в непосредственный контакт с окружающей средой, после чего начинается регистрация параметров атмосферы. Затем при подъеме ракеты на максимальную высоту происходит отделение ее головной части от основного корпуса.
Приземление обеих частей ракеты осуществляется раздельно на парашютах, что позволяет многократно использовать отдельные ее узлы, так как парашюты обеспечивают сохранность не только частей корпуса ракеты, но и ее приборных комплексов. Кроме того, парашюты стабилизируют научные приборы в полете и уменьшают их скорость движения в окружающей среде, что значительно повышает надежность и достоверность научных измерений.
Передача информации по радиотелеметрическим каналам связи с борта ракеты в полете осуществляется, как правило, непрерывно в темпе измерений или же в записанном виде данные измерений возвращаются на Землю. С помощью системы внешнетраекторных измерений вся переданная ракетой информация о состоянии атмосферы привязывается к определенным высотам полета. Общее время полета метеорологической ракеты не превышает 7 — 8 мин.
Тяжелые ракеты, получившие название геофизических, используются для зондирования атмосферы до более значительных высот. Потолок их подъема практически не ограничен. Эти ракеты имеют большую грузоподъемность, что позволяет устанавливать на них не один, а несколько комплексов разнообразных научных приборов вплоть до контейнеров с живыми организмами.
Примером геофизических ракет могут служить советские многоступенчатые ракеты типа В-2А, В-5В и др.
Ракета В-2А явилась одной из первых отечественных геофизических ракет, которые использовались для измерения параметров верхней атмосферы, изучения спектра солнечного излучения, а также для проведения ряда медико-биологических исследований и технических экспериментов. Она имела длину около 20 м и диаметр более 1,6 м. Вес только ее головного блока превышал 1300 кг. С помощью этой ракеты неоднократно удавалось поднять более 200 кг научной аппаратуры на высоту до 200 км.
Исследования более высоких слоев атмосферы были проведены посредством запусков геофизических ракет типа В-5В. Эти ракеты, имея длину около 23 м и диаметр около 1,7 м, позволили осуществить подъем научных приборов до высот 450 — 500 км.
Дальнейшее совершенствование ракетной техники существенно отразилось и на улучшении характеристик геофизических ракет. Их последующим модификациям стали доступны высоты в 1000 — 1500 км и более. Возросла их грузоподъемность, универсальность и надежность, что в конечном итоге позволило значительно расширить нашу национальную, а также международную программу ракетных исследований атмосферы.
Одной из форм научно-технического сотрудничества специалистов различных стран является проведение совместных запусков метеорологических и геофизических ракет с целью исследования различных слоев земной атмосферы. В этом смысле большое значение представляют запуски геофизических ракет типа «Вертикаль», способных поднимать около 1,3 т полезного груза на высоту в несколько сотен километров. Первая ракета этого типа — «Вертикаль-1» — была запущена в СССР 28 ноября 1970 г. Ее потолок составил около 500 км. В экспериментах, проведенных с помощью этой ракеты, участвовали ученые Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Советского Союза и Чехословакии. В последующие годы был проведен еще ряд пусков ракет данного типа, причем от пуска к пуску программа экспериментов существенно менялась (рис. 2). При запуске ракеты «Вертикаль-4», осуществленном 14 октября 1976 г., зондирование атмосферы было проведено уже до высоты 1512 км. Последний запуск — «Вертикали-5» — был проведен 30 августа 1977 г. Ракета поднялась на высоту около 500 км и провела широкий круг исследований коротковолнового излучения Солнца и метеорных частиц
Рис. 2. Схема полета геофизической ракеты «Вертикаль-1»: 1 — открытие крышки спускаемого контейнера и раскрытие штанг с датчиками научной аппаратуры; 2 — закрытие крышки и отделение спускаемого контейнера; 3 — свободное падение; 4 — раскрытие парашюта
Мы живем на дне воздушного океана, который простирается вверх на тысячи километров. И все наблюдаемые нами погодные явления происходят в его самом нижнем, тончайшем слое – тропосфере. Ее мощность по высоте в умеренных широтах составляет 10 – 12 км, в полярных широтах 8 – 10 км и 16 – 18 км в тропиках. По сравнению с протяженностью всей толщи атмосферы это ничтожно мало. Но в тропосфере, как уже было отмечено выше, сосредоточена вся наша погода со всем многообразием явлений и циркуляций. Также в ней сосредоточено 4/5 всей массы атмосферного воздуха.
Тем не менее, вышележащие слои земной атмосферы не менее важны для всего живого на нашей планете. Слой озона, находящийся в следующем за тропосферой слое – стратосфере, – является надежной преградой на пути к поверхности Земли гибельной для всего живого ультрафиолетовой радиации. Помимо этого установлено, что межгодовые вариации общего содержания озона (ОСО) в глобальном масштабе являются индикаторами изменений климата. А по изменениям ОСО в отдельных географических точках можно судить о предстоящих аномалиях приземной температуры в удаленных от этой точки географических районах в долгосрочной (до 40 дней) перспективе, что, несомненно, со временем может быть использовано для более точных долгосрочных прогнозов погоды.
Для изучения верхних слоев атмосферы длительное время применялись различные косвенные методы, к которым относятся прежде всего наблюдения за распространением звуковых волн, сумеречным небом, метеорными следами, перемещением перламутровых и серебристых облаков и др.
В 1930 году впервые для исследования атмосферы выпущен радиозонд, изобретенный советским метеорологом П.А. Молчановым, а в 1933 году Г.А. Прокофьев, К.Д. Годунов и Е.К. Бирнбаум поднялись на стратостате «СССР-1» на высоту 19 км.
В 1934 году состоялся выдающийся полет в стратосферу на высоту 22 км, однако при спуске экипаж в составе П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскина погиб. Но записи научных наблюдений сохранились.
В 40–50-х годах прошлого столетия благодаря техническому прогрессу и оснащению метеорологии радиотехническими средствами стало возможным непосредственное измерение многих параметров атмосферы на высотах вначале до 20 – 30 км, а затем и до 60 – 100 км. Запуски метеорологических ракет и искусственных спутников Земли значительно расширили эти возможности.
Высокие радиозондовые подъемы позволили сделать важное открытие в стратосфере. Были обнаружены значительные сезонные (муссонные) изменения градиента температуры экватор – полюс и связанные с ними изменения режима давления и ветра.
Важным этапом стал Международный геофизический год, который длился с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года. Ученые из 64 стран вели исследования Земли по единой программе. За это время в СССР было запущено 112 метеорологических и 13 геофизических ракет. Полученные международными командами ученых данные позволили детально изучить строение атмосферы и особенности ее циркуляции до высоты 20 – 30 км.
Высотные наблюдения в верхней экваториальной стратосфере обнаружили многоцикличность воздушных течений – квазидвухлетнюю в нижней стратосфере и шестимесячную в верхней. При этом оба цикла находятся в определенной взаимосвязи.
21 февраля 1958г. в СССР был произведен запуск метеорологической ракеты весом 1520 кг, которая достигла рекордной высоты для одноступенчатых ракет этого класса – 473 км, а в конце лета того же года ракета поднялась на высоту 450 км, имея вес 1690 кг.
Использование в исследованиях атмосферы метеорологических и геофизических ракет позволило ученым получать надежные данные до высоты около 80 – 100 км.
Существенно новые данные о явлениях в околоземном пространстве были получены с помощью автоматических межпланетных станций «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3», запущенных соответственно 2 января, 12 сентября и 4 октября 1959 года. Так была обнаружена водородная геокорона, простирающаяся на 20 тысяч километров от Земли.
Добытая научная информация показала, что в атмосфере существует несколько слоев, которые отличаются друг от друга прежде всего и наиболее отчетливо характером вертикального распределения температуры. И если в начале XX века было принято разделять атмосферу только на две части: тропосферу (нижний слой) и стратосферу, под которой вначале понимались все слои атмосферы, расположенные выше тропосферы, то в настоящее время по рекомендации Всемирной метеорологической организации (ВМО) атмосферу принято делить на тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу.
Об открытии озонового слоя
Ученые давно установили, что солнечный спектр постоянно обрывается в ультрафиолетовой части на одной и той же длине волны. Атмосфера оказалась непрозрачной для еще более коротких волн. Причина этого долго оставалась непонятной, так как внизу в составе атмосферы не был известен газ, который не пропускал бы ультрафиолетовых лучей. Наконец, в 1840 году в одной из физических лабораторий такой газ был найден. Разлагая воду на ее составные части – кислород и водород, удалось получить новый газ, обладающий чрезвычайно сильным характерным запахом. Его так и назвали «сильно пахнущим», по-гречески «озон».
Исследования показали, что с поднятием над земной поверхностью содержание озона сначала изменяется незакономерно, и только с высоты 10 км намечается его увеличение, особенно отчетливо выраженное выше 12 – 15 км. На высоте 20 – 25 км наблюдается максимум содержания озона, а выше количество озона постепенно убывает и становится ничтожным к высоте 55 – 60 км.
Как получали данные о содержании озона на высотах? Во-первых, путем анализа проб воздуха, взятых на высотах. Во-вторых, оптическим методом по измерениям интенсивности полос поглощения озона. Сначала на стратостатах, а позднее при помощи ракет в вышележащие слои атмосферы поднимали спектрограф, регистрирующий солнечный спектр. По интенсивности поглощения в ультрафиолетовой области спектра можно определить изменение количества озона с высотой.
О метеорологической ракете МР-20
МР-20 — советская одноступенчатая твердотопливная метеорологическая ракета. Модификация ракеты МР-12 с высотой подъёма до 200—230 км. Высота подъёма и активное использование в геофизических исследованиях позволяет отнести её также к классу геофизических ракет.
МР-20 это неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета с аэродинамическими стабилизаторами. Корпус двигателя представляет собой сварную трубу, закрытую сверху съемным дном (крышкой); на нижнем дне закреплено сопло. Нижняя часть корпуса длиной 1300 миллиметров термически изолирована. Используемый в 1960-е годы баллиститный порох обусловил применение вкладных зарядов. Шашки имеют форму трубки с диаметром внутреннего канала 100 миллиметров и состоят из двух сегментов, соединенных эластичной прокладкой.
Пуск производится по траектории, близкой к вертикали, из стартовой установки со спиральными направляющими, придающими ракете вращение вокруг её продольной оси. Вращение позволяет исключить влияние асимметрии тяги двигателей и аэродинамики корпуса ракеты на траекторию полёта. Увеличение скорости вращения до 320 оборотов в минуту обеспечивается наклонением двух поворотных плоских стабилизаторов, расположенных на противоположных сторонах ракеты. Угол их отклонения устанавливается в зависимости от массы головной части. По сравнению с МР-12 имела увеличенную длину и вес заряда топлива.
+ видео презентация и фото
Список литературы
у меня не прикрепляется фаил.Можете посмотреть
Всероссийская открытая конференция обучающихся «Старт в Науку»
Секция: Наука о космосе, земле и океане
Тема: Технология и изготовления модели-копии исследовательской ракеты МР-20 . Автор работы: Ученик 9 «А» класса МБОУ «Лицей №36» Васильев Александр Сергеевич
Место выполнения работы: МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Калуга Научные руководители : педагоги-наставники Репин С.Н., Потапов В.В.
2014 |
Оглавление
О первых метеорологических ракетах
Первой в мире специализированной метеорологической ракетой явилась советская жидкостная одноступенчатая ракета МР-1, предназначавшаяся для измерения температуры, давления, плотности воздуха, а также распределения ветров на высотах до 100 км. Регулярное зондирование атмосферы начало проводиться с ее помощью с осени 1951 г.
Длина ракеты равнялась 8,5 м, а диаметр — 0,4 м. Стартовый вес ракеты МР-1 достигал 650 кг, и она была способна поднять на предельную высоту до 20 кг научной аппаратуры.
Первоначально бортовая измерительная аппаратура МР-1 состояла из термометров сопротивления, тепловых и мембранных манометров. Путем прослеживания за дрейфом парашютирующей головной части ракеты определялись направление и скорость ветра на различных высотах. Позднее на борту ракеты стали дополнительно устанавливать фотографическую аппаратуру, с помощью которой удалось получить первые снимки облачного покрова с больших высот.
Несмотря на ряд существенных недостатков, МР-1 для своего времени была довольно простой, удобной и надежной ракетой, позволявшей получать весьма важные данные о строении атмосферы, а также отрабатывать методику различных научных измерений на больших высотах.
В начале 60-х годов в Советском Союзе была создана более совершенная двухступенчатая твердотопливная метеорологическая ракета М-100 с высотным потолком зондирования атмосферы также около 100 км (рис. 1, а).
За счет применения твердого топлива параметры ракеты М-100 заметно отличаются от параметров ракеты МР-1. Ее стартовый вес около 480 кг, длина достигает 8,24 м при диаметре корпуса 0,25 м. Единственно, в чем М-100 уступает МР-1, то, что она может поднимать на предельную высоту лишь 15 кг научной аппаратуры.
Однако ракета М-100 за счет большей универсальности головной части позволила специалистам, помимо измерения температуры, давления, плотности воздуха и ветра, осуществлять широкий цикл исследований, включавший в себя наблюдения за магнитными бурями, полярными сияниями и другими метеорологическими и геофизическими явлениями, связанными с деятельностью Солнца.
С появлением у метеорологов серийных твердотопливных ракет значительно расширились возможности зондирования атмосферы в различных климатических зонах при разных условиях погоды, упростилось стартовое оборудование, резко повысилась надежность работы всего ракетного комплекса. И что самое главное — появилась возможность организовывать подвижные пункты ракетного зондирования, в первую очередь на научно-исследовательских морских судах.
Важным этапом в дальнейшем развитии исследований атмосферы явилось создание и внедрение в эксплуатацию с осени 1965 г. еще более совершенной твердотопливной метеорологической ракеты МР-12, способной поднимать до 50 кг различной аппаратуры на высоту 180 км (рис. 1, 6).
Рис. 1. Советские метеорологические ракеты: а — М-100 и б —МР-12
Основное достоинство ракеты МР-12, имеющей длину 8,8 м и диаметр 0,44 м, — способность проводить зондирование атмосферы в любых климатических и погодных условиях, ее многоцелевая направленность и универсальность. Последнее достигается тем, что в зависимости от цели метеорологического или геофизического эксперимента бортовая научная аппаратура ракеты может меняться от запуска к запуску.
В настоящее время с помощью ракет М-100 и МР-12 советские метеорологи имеют возможность проводить регулярные измерения температуры, давления, плотности, ионного и нейтрального газового состава атмосферы, концентрации электронов, аэрозольной составляющей, диффузии и турбулентности воздуха, распределения ветров на разных высотах, оптических характеристик атмосферы, потоков микрометеоритного вещества и ряда других параметров газовой оболочки нашей планеты.
В последние годы в Советском Союзе для создания разветвленной сети станций ракетного зондирования атмосферы была создана небольшая твердотопливная метеорологическая ракета массового применения ММР-06. При стартовом весе около 135 кг ММР-06 имеет длину около 3,5 м и диаметр примерно 0,2 м. Она обеспечивает подъем до 5 кг измерительной аппаратуры на высоту 60 — 65 км. Запуск этой ракеты можно проводить и с кораблей. Данные, полученные с помощью этой ракеты, позволят метеорологам осуществлять более полный аэрологический анализ, что, в свою очередь, дает возможность существенно повысить качество прогнозов погоды.
Для всех метеорологических ракет схема полета и проведения научных измерений является примерно одинаковой. Запуск ракет производится обычно со специального стартового устройства, снабженного спиральными направляющими, что значительно повышает устойчивость ракеты в полете. При достижении ракетой заданной высоты, определяемой программой измерений, баллистический обтекатель головной части отстреливается, и датчики научных приборов вступают в непосредственный контакт с окружающей средой, после чего начинается регистрация параметров атмосферы. Затем при подъеме ракеты на максимальную высоту происходит отделение ее головной части от основного корпуса.
Приземление обеих частей ракеты осуществляется раздельно на парашютах, что позволяет многократно использовать отдельные ее узлы, так как парашюты обеспечивают сохранность не только частей корпуса ракеты, но и ее приборных комплексов. Кроме того, парашюты стабилизируют научные приборы в полете и уменьшают их скорость движения в окружающей среде, что значительно повышает надежность и достоверность научных измерений.
Передача информации по радиотелеметрическим каналам связи с борта ракеты в полете осуществляется, как правило, непрерывно в темпе измерений или же в записанном виде данные измерений возвращаются на Землю. С помощью системы внешнетраекторных измерений вся переданная ракетой информация о состоянии атмосферы привязывается к определенным высотам полета. Общее время полета метеорологической ракеты не превышает 7 — 8 мин.
Тяжелые ракеты, получившие название геофизических, используются для зондирования атмосферы до более значительных высот. Потолок их подъема практически не ограничен. Эти ракеты имеют большую грузоподъемность, что позволяет устанавливать на них не один, а несколько комплексов разнообразных научных приборов вплоть до контейнеров с живыми организмами.
Примером геофизических ракет могут служить советские многоступенчатые ракеты типа В-2А, В-5В и др.
Ракета В-2А явилась одной из первых отечественных геофизических ракет, которые использовались для измерения параметров верхней атмосферы, изучения спектра солнечного излучения, а также для проведения ряда медико-биологических исследований и технических экспериментов. Она имела длину около 20 м и диаметр более 1,6 м. Вес только ее головного блока превышал 1300 кг. С помощью этой ракеты неоднократно удавалось поднять более 200 кг научной аппаратуры на высоту до 200 км.
Исследования более высоких слоев атмосферы были проведены посредством запусков геофизических ракет типа В-5В. Эти ракеты, имея длину около 23 м и диаметр около 1,7 м, позволили осуществить подъем научных приборов до высот 450 — 500 км.
Дальнейшее совершенствование ракетной техники существенно отразилось и на улучшении характеристик геофизических ракет. Их последующим модификациям стали доступны высоты в 1000 — 1500 км и более. Возросла их грузоподъемность, универсальность и надежность, что в конечном итоге позволило значительно расширить нашу национальную, а также международную программу ракетных исследований атмосферы.
Одной из форм научно-технического сотрудничества специалистов различных стран является проведение совместных запусков метеорологических и геофизических ракет с целью исследования различных слоев земной атмосферы. В этом смысле большое значение представляют запуски геофизических ракет типа «Вертикаль», способных поднимать около 1,3 т полезного груза на высоту в несколько сотен километров. Первая ракета этого типа — «Вертикаль-1» — была запущена в СССР 28 ноября 1970 г. Ее потолок составил около 500 км. В экспериментах, проведенных с помощью этой ракеты, участвовали ученые Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Советского Союза и Чехословакии. В последующие годы был проведен еще ряд пусков ракет данного типа, причем от пуска к пуску программа экспериментов существенно менялась (рис. 2). При запуске ракеты «Вертикаль-4», осуществленном 14 октября 1976 г., зондирование атмосферы было проведено уже до высоты 1512 км. Последний запуск — «Вертикали-5» — был проведен 30 августа 1977 г. Ракета поднялась на высоту около 500 км и провела широкий круг исследований коротковолнового излучения Солнца и метеорных частиц
Рис. 2. Схема полета геофизической ракеты «Вертикаль-1»: 1 — открытие крышки спускаемого контейнера и раскрытие штанг с датчиками научной аппаратуры; 2 — закрытие крышки и отделение спускаемого контейнера; 3 — свободное падение; 4 — раскрытие парашюта
Мы живем на дне воздушного океана, который простирается вверх на тысячи километров. И все наблюдаемые нами погодные явления происходят в его самом нижнем, тончайшем слое – тропосфере. Ее мощность по высоте в умеренных широтах составляет 10 – 12 км, в полярных широтах 8 – 10 км и 16 – 18 км в тропиках. По сравнению с протяженностью всей толщи атмосферы это ничтожно мало. Но в тропосфере, как уже было отмечено выше, сосредоточена вся наша погода со всем многообразием явлений и циркуляций. Также в ней сосредоточено 4/5 всей массы атмосферного воздуха.
Тем не менее, вышележащие слои земной атмосферы не менее важны для всего живого на нашей планете. Слой озона, находящийся в следующем за тропосферой слое – стратосфере, – является надежной преградой на пути к поверхности Земли гибельной для всего живого ультрафиолетовой радиации. Помимо этого установлено, что межгодовые вариации общего содержания озона (ОСО) в глобальном масштабе являются индикаторами изменений климата. А по изменениям ОСО в отдельных географических точках можно судить о предстоящих аномалиях приземной температуры в удаленных от этой точки географических районах в долгосрочной (до 40 дней) перспективе, что, несомненно, со временем может быть использовано для более точных долгосрочных прогнозов погоды.
Для изучения верхних слоев атмосферы длительное время применялись различные косвенные методы, к которым относятся прежде всего наблюдения за распространением звуковых волн, сумеречным небом, метеорными следами, перемещением перламутровых и серебристых облаков и др.
В 1930 году впервые для исследования атмосферы выпущен радиозонд, изобретенный советским метеорологом П.А. Молчановым, а в 1933 году Г.А. Прокофьев, К.Д. Годунов и Е.К. Бирнбаум поднялись на стратостате «СССР-1» на высоту 19 км.
В 1934 году состоялся выдающийся полет в стратосферу на высоту 22 км, однако при спуске экипаж в составе П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскина погиб. Но записи научных наблюдений сохранились.
В 40–50-х годах прошлого столетия благодаря техническому прогрессу и оснащению метеорологии радиотехническими средствами стало возможным непосредственное измерение многих параметров атмосферы на высотах вначале до 20 – 30 км, а затем и до 60 – 100 км. Запуски метеорологических ракет и искусственных спутников Земли значительно расширили эти возможности.
Высокие радиозондовые подъемы позволили сделать важное открытие в стратосфере. Были обнаружены значительные сезонные (муссонные) изменения градиента температуры экватор – полюс и связанные с ними изменения режима давления и ветра.
Важным этапом стал Международный геофизический год, который длился с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года. Ученые из 64 стран вели исследования Земли по единой программе. За это время в СССР было запущено 112 метеорологических и 13 геофизических ракет. Полученные международными командами ученых данные позволили детально изучить строение атмосферы и особенности ее циркуляции до высоты 20 – 30 км.
Высотные наблюдения в верхней экваториальной стратосфере обнаружили многоцикличность воздушных течений – квазидвухлетнюю в нижней стратосфере и шестимесячную в верхней. При этом оба цикла находятся в определенной взаимосвязи.
21 февраля 1958г. в СССР был произведен запуск метеорологической ракеты весом 1520 кг, которая достигла рекордной высоты для одноступенчатых ракет этого класса – 473 км, а в конце лета того же года ракета поднялась на высоту 450 км, имея вес 1690 кг.
Использование в исследованиях атмосферы метеорологических и геофизических ракет позволило ученым получать надежные данные до высоты около 80 – 100 км.
Существенно новые данные о явлениях в околоземном пространстве были получены с помощью автоматических межпланетных станций «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3», запущенных соответственно 2 января, 12 сентября и 4 октября 1959 года. Так была обнаружена водородная геокорона, простирающаяся на 20 тысяч километров от Земли.
Добытая научная информация показала, что в атмосфере существует несколько слоев, которые отличаются друг от друга прежде всего и наиболее отчетливо характером вертикального распределения температуры. И если в начале XX века было принято разделять атмосферу только на две части: тропосферу (нижний слой) и стратосферу, под которой вначале понимались все слои атмосферы, расположенные выше тропосферы, то в настоящее время по рекомендации Всемирной метеорологической организации (ВМО) атмосферу принято делить на тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу.
Об открытии озонового слоя
Ученые давно установили, что солнечный спектр постоянно обрывается в ультрафиолетовой части на одной и той же длине волны. Атмосфера оказалась непрозрачной для еще более коротких волн. Причина этого долго оставалась непонятной, так как внизу в составе атмосферы не был известен газ, который не пропускал бы ультрафиолетовых лучей. Наконец, в 1840 году в одной из физических лабораторий такой газ был найден. Разлагая воду на ее составные части – кислород и водород, удалось получить новый газ, обладающий чрезвычайно сильным характерным запахом. Его так и назвали «сильно пахнущим», по-гречески «озон».
Исследования показали, что с поднятием над земной поверхностью содержание озона сначала изменяется незакономерно, и только с высоты 10 км намечается его увеличение, особенно отчетливо выраженное выше 12 – 15 км. На высоте 20 – 25 км наблюдается максимум содержания озона, а выше количество озона постепенно убывает и становится ничтожным к высоте 55 – 60 км.
Как получали данные о содержании озона на высотах? Во-первых, путем анализа проб воздуха, взятых на высотах. Во-вторых, оптическим методом по измерениям интенсивности полос поглощения озона. Сначала на стратостатах, а позднее при помощи ракет в вышележащие слои атмосферы поднимали спектрограф, регистрирующий солнечный спектр. По интенсивности поглощения в ультрафиолетовой области спектра можно определить изменение количества озона с высотой.
О метеорологической ракете МР-20
МР-20 — советская одноступенчатая твердотопливная метеорологическая ракета. Модификация ракеты МР-12 с высотой подъёма до 200—230 км. Высота подъёма и активное использование в геофизических исследованиях позволяет отнести её также к классу геофизических ракет.
МР-20 это неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета с аэродинамическими стабилизаторами. Корпус двигателя представляет собой сварную трубу, закрытую сверху съемным дном (крышкой); на нижнем дне закреплено сопло. Нижняя часть корпуса длиной 1300 миллиметров термически изолирована. Используемый в 1960-е годы баллиститный порох обусловил применение вкладных зарядов. Шашки имеют форму трубки с диаметром внутреннего канала 100 миллиметров и состоят из двух сегментов, соединенных эластичной прокладкой.
Пуск производится по траектории, близкой к вертикали, из стартовой установки со спиральными направляющими, придающими ракете вращение вокруг её продольной оси. Вращение позволяет исключить влияние асимметрии тяги двигателей и аэродинамики корпуса ракеты на траекторию полёта. Увеличение скорости вращения до 320 оборотов в минуту обеспечивается наклонением двух поворотных плоских стабилизаторов, расположенных на противоположных сторонах ракеты. Угол их отклонения устанавливается в зависимости от массы головной части. По сравнению с МР-12 имела увеличенную длину и вес заряда топлива.
+ видео презентация и фото
Список литературы
Андрей Горбунов сказал:
Добрый день! Мне тоже не известно, прикрепился ли мой архив с работой, выскакивает ошибка 413 В списках работ в секциях моя работа не отображается, что делать? Свой "Акустический прибор" я загрузил в секцию "радиотехника и кибернетика", вроде бы эта секция подходит
Здравствуйте! Работы от Вас действительно не приходило. Проблема в том. что размер файла слишком большой. Постарайтесь убрать ненужное, либо перешлите некоторые из материалов на почту abitu@phystech.edu и укажите в комментариях заявки о том, что вы выслали часть материала на почту.
Мария Остапенко сказал:
Здравствуйте
У меня не сохраняется прикрепленный файл,хотелось бы узнать отправлена ли заявка?
Добрый день! Файл прикреплен, заявка принята.
Александр Васильев сказал:
у меня не прикрепляется фаил.Можете посмотреть
Добрый день. К Вашей работе прикреплена презентация, однако тезисы и текст работы не прикреплены. Если они у Вас есть, то лучше отправить их одним архивом
Шамиль Мусин сказал:
Андрей Горбунов сказал:
Добрый день! Мне тоже не известно, прикрепился ли мой архив с работой, выскакивает ошибка 413
Здравствуйте! Работы от Вас действительно не приходило. Проблема в том. что размер файла слишком большой. Постарайтесь убрать ненужное, либо перешлите некоторые из материалов на почту abitu@phystech.edu
**************************
Шамиль, мне пришлось разделить свою работу на две части. Часть 1 загрузил на сайт, часть 2 отправил на почту. Надеюсь, что путаницы не получится. Спасибо за понимание и помощь! А сканы страниц работы подойдут для заочного тура. не будет нареканий , что не правильно оформлена работа ( не в Word)?
Даниил Колосков сказал:
Тезисы и текст работы,но прикреплялся только один файл
Можно отправить архивом или одним файлом
Андрей Горбунов сказал:
Шамиль Мусин сказал:
Андрей Горбунов сказал:
Добрый день! Мне тоже не известно, прикрепился ли мой архив с работой, выскакивает ошибка 413
Здравствуйте! Работы от Вас действительно не приходило. Проблема в том. что размер файла слишком большой. Постарайтесь убрать ненужное, либо перешлите некоторые из материалов на почту abitu@phystech.edu
**************************
Шамиль, мне пришлось разделить свою работу на две части. Часть 1 загрузил на сайт, часть 2 отправил на почту. Надеюсь, что путаницы не получится. Спасибо за понимание и помощь! А сканы страниц работы подойдут для заочного тура. не будет нареканий , что не правильно оформлена работа ( не в Word)?
Нареканий не будет, так как форма подачи работы свободная. Если Вы указали в описании работы, что часть файлов отправлена по почте, то путаницы не возникнет
Ксения Мозер сказал:
Несколько раз пыталась скинуть работу, ничего не получается, выдаёт ошибку, не могли бы вы посмотреть отправилась ли она "Экспериментальное определение коэффициента обтекаемости руля самодельного электросамоката."
Ваша работа принята
Александр Васильев сказал:
Здравствуйте. Отправил вам на почту abitu@phystech.edu свою научную работу так как не смог прикрепить все необходимые файлы
Добрый вечер. Все файлы получены
Для того, чтобы оставить комментарии к обсуждению, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, а затем вступите в событие