19-я Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ Обсуждения Задача 4, Физика, 11 класс. Обсуждение решения

  • 25 декабря 2017 г.

    В предложенном решении задачи используется закон электромагнитной индукции Фарадея. 

    Но в задаче нет никакого замкнутого контура, площадь которого меняется или меняется магнитное поле, пронизывающее контур.

    Правильное решение основано на другом явлении - на свободные заряды конструкции самолёта действует возникающая сила Лоренца, перемещающая заряды с одного конца крыла на другой конец. Эта сторонняя сила на ближнем к центру вращения конце крыла равна

    F1=qw(R-l/2)B, на дальнем - F2=qw(R+l/2)B. Тогда работа сторонних сил по перемещению заряда q равна A=qwblR.

    Возникающая эдс индукции равна E=A/q=wBlR. Разность потенциалов между концами крыльев тогда и есть эта эдс, так как изолированный движущийся в магнитном поле проводник (самолет) надо рассматривать как источник в разомкнутой цепи. 

  • 26 декабря 2017 г.

    Ну вы чудом получили верный ответ.

    1) R принебиегаем и считаем скорость зарядов постоянной на самолёте 

    2) Если не пренебрегать (а вы не пренебрегли вроде), то работу надо считать по определению, как сумму элементарных работ, там вылезет 1/2 из за интегрирования xdx. А ваш же ход решения не совсем ясен. Работа переменной это  разность сил в конечной и начальной точках, умноженная на перемещение? Очевидно, это не так.

    3)  А про возникающий эффект Холла я согласен.

  • 26 декабря 2017 г.
    Константин Мананников сказал:

    Ну вы чудом получили верный ответ.

    Считаю, что чудом верным получился ответ представленного решения. Кстати, Константин, вы совсем не прокомментировали моё замечание по поводу того, а где же в задаче возникает электромагнитная индукция Фарадея, где контур и т.п.

    1) R принебиегаем и считаем скорость зарядов постоянной на самолёте 

    Как раз нет, возникающая сила Лоренца направлена по радиусу виража самолета и ее значение зависит от радиуса, на котором находится свободный заряд - на ближнем к центру вращения конце крыла скорость заряда, благодаря которой возникает сила Лоренца, равна v1= w(R-l/2), сама сила Лоренца - F1= qv1B=qw(R-l/2)B, и на дальнем конце - v2=w(R+l/2), F2=qv2B=qw(R+l/2)B. Сила Лореца вдоль крыла меняется линейно, поэтому работа сторонних сил вычисляется просто как площадь трапеции с высотой l: A=(F1+F2)l/2=qwBlR.

    Кстати, на чертеже в приведенном решении показан радиус виража и добавленный сверху на него размах крыла. В этом есть тоже неточность - радиус виража считается по осевой линии самолета, а не одному из концов его крыла. Поэтому концы крыла от центра вращения находятся на расстояних R-l/2 и R+l/2/


    2) Если не пренебрегать (а вы не пренебрегли вроде), то работу надо считать по определению, как сумму элементарных работ, там вылезет 1/2 из за интегрирования xdx. А ваш же ход решения не совсем ясен. Работа переменной это  разность сил в конечной и начальной точках, умноженная на перемещение? Очевидно, это не так.

    Про работу сторонних сил я повторил выше (при ее вычислении 1/2 возникает, но сокращается - проверьте мои вычисления)

    3)  А про возникающий эффект Холла я согласен.

    Спасибо про эффект Холла, только эффект Холла о проводнике, помещенном в поле, по которому течет ток и этот ток отклоняется магнитным полем. В нашем случае движение свободных зарядов вызывается возникающей силой Лоренца, заряды начинают двигаться радиально по направлению (или против, если считать, что свободные заряды - электроны) действия этой силы.



  • 26 декабря 2017 г.

    "При расчёт принять, что l << R"

    R - l/2 считать равным R

  • 26 декабря 2017 г.

    Сила  Лоренца тогда вообще постоянна от конца крыла до другого конца и равна F=qwRB

    Работа сторонних сил тогда A=qwRBl Ничего не меняется в форме окончательного решения.



Для того, чтобы оставить комментарии к обсуждению, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, а затем вступите в событие