Елизавета Емельянова сказал:
Здравствуйте,дают ли за участие грамоты?
За олимпиаду предусмотрены поощрительные грамоты.
Ильяс Рустемов сказал:
Здравствуйте, заключительный этап олимпиады пройдет в очном формате? Что делать если нет возможности быть очно?
Информация о формате проведения появится на сайте olymp.mipt.ru
Екатерина Маркевич сказал:
Здравствуйте. Задача 2.1 по физике 11 класс. Радиус орбиты (который 7000 км) это расстояние от центра Земли или от поверхности планеты?
Здравствуйте!
Это расстояние от центра Земли.
Владислав Изотов сказал:
Здравствуйте! Задача 9.2 по математике за 9 класс. В условии говорится про узлы. Является ли узлом пересечение 2-х и более веревок, последовательно перетекающих одна в другую, или только 3-х и более? Иначе говоря, какой рисунок является верным для этой задачи: 1, 2 или 3? (где фиолетовым цветом обозначены узлы)
Здравствуйте!
Узловыми считаются в том числе и точки на границе сетки (не только внутри).
Николай Марушев сказал:
Добрый день!
_________________________
В 9 задаче по Математике 11 класса говорится о двух одинаковых ладьях, которые не должны бить друг друга. Пусть фигуры стоят на каких-то двух клетках и не бьют друг друга. Если поменять ладьи местами (первую ладью поставить на место второй, вторую - на место первой), то это будет считаться новым способом размещения шахматных фигур? или из-за того, что они одинаковые, то это тот же самый способ?
_________________________
В 7 задаче по Математике 11 класса говорится, что полоса - это область координатной плоскости, ограниченная двумя паралельными прямыми. Уточните, пожалуйста, какими именно прямыми?
Возможны два случая (учитывая график данной функции):
1) Прямые параллельны и друг другу, и оси Оу (перпендикулярны оси Ох соответственно)
2) Наклонные прямые параллельны друг другу
Здравствуйте!
Перемена местами одинаковых ладей не приводит к новому способу.
Полоса может быть в том числе между двумя наклонными параллельными прямыми.
Михаил Васильев сказал:
В 6 задаче по физике за 11 класс нам нужно найти относительную влажность воздуха, но для этого нам нужно знать отношение объёма пара к объёму сосуда в первом состоянии (или к воде), но то какую часть занимает вода, а какую занимает пар мы найти вроде как не можем (тоже в первом состоянии), так для этого нужно отношение масс и температура, так же я просматривал задачи прошлых лет в поисках похожей (олимпиад физтех), но в них даётся отношение не объёмов сосудов, а отношение объёмов паров. Поправьте если это не так. Спасибо заранее.
Здравствуйте!
Задача корректна. Комментарии по решению мы не даём.
Иван Клубничкин сказал:
В условие к заданию 10.2 сказано посчитать количество способов покрасить вершины многоугольника в 2 цвета, в связи с чем вопрос, следует ли учитывать два случая, когда все вершины многоугольника покрашены в один цвет?
Заранее спасибо
Здравствуйте!
Да, следует учитывать.
Данила Беспятов сказал:
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, в задаче 10.5 10 класса по физике рисунок считать схематичным? (т.е. количеством тросов на рисунке нельзя пользоваться при решении?)
Здравствуйте!
Да, следует считать схематичным и не пользоваться количеством тросов на рисунке при решении.
Уважаемые участники!
Если Вы сомневаетесь, с какой точностью следует приводить ответ на задачу, то:
1. Удостоверьтесь, что в задаче нет конкретных указаний на этот счёт (к примеру, "Округлите ответ до трёх знаков после запятой.").
2. Удостоверьтесь, что правильный ответ на задачу в самом деле дробный.
3. В случае положительных ответов на оба первых вопроса - округляйте до двух знаков после запятой.
Это сообщение - ответ на серию заданных однотипных вопросов, к которым применима указанная схема.
Александр Сущенко сказал:
Здравствуйте!
Здесь вы можете задать любой вопрос.
Просим не создавать побочные ветки обсуждений.
Александр Сущенко сказал:
Здравствуйте!
Здесь вы можете задать любой вопрос.
Просим не создавать побочные ветки обсуждений.
Азалия Биккулова сказал:
В задаче 7.7 (1) по математике 7 класс не корректная формулировка вопроса. Прошу разьяснить
Здравствуйте, Азалия!
Задача корректна.
Леонид Подзоров сказал:
Подскажите, пожалуйста, в задании 1.2 по физике у 11 класса в процентах от чего нужно указывать ответ? В процентах от большей массы или от меньшей?
Добрый день! Без комментариев, в условии дан ответ на Ваш вопрос.
Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Это с сайта аби ту нет: " Победители и призеры 9-11 классов Столичной олимпиады получают право принять участие в заключительных этапах олимпиады «Физтех» ." у меня за столичную диплом 3 степени, это считается призерством? Можно ли участвовать в финале физтеха без отбора? Спасибо, с уважением, Кирилл. и дает ли отбор интернешенела проход на закл основного физтеха
Дарина Червоненко сказал:
Здравствуйте
физика 9 класс
у меня вопрос, если я вписала ответы к задачам, они были сохранены, но не успела отправить их ( не нажала кнопку "завершить олимпиаду"), то ответы отправились автоматически и будут засчитаны? или же наоборот..
После дедлайна олимпиада завершается автоматически с сохраненными ответами.
Кирилл Черней сказал:
Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Это с сайта аби ту нет: " Победители и призеры 9-11 классов Столичной олимпиады получают право принять участие в заключительных этапах олимпиады «Физтех» ." у меня за столичную диплом 3 степени, это считается призерством? Можно ли участвовать в финале физтеха без отбора? Спасибо, с уважением, Кирилл. и дает ли отбор интернешенела проход на закл основного физтеха
Диплом любой степени Столичной олимпиады дает право участвовать в заключительном этапе олимпиады "Физтех". То же самое касается онлайн-этапа олимпиады Phystech.International.
Егор Николенко сказал:
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, в каком формате будет проходить заключительный этап олимпиады "физтех" (очном или заочном)? И если в очном формате, то в каких городах будут созданы выездные точки для участия, или только Москва? Спасибо.
Добрый вечер!
Информация о заключительном этапе появится на официальном сайте: olymp.mipt.ru.
Самир Садриев сказал:
Здравствуйте, отборочный этап олимпиады Газпром обеспечивает проход на заключительный этап? Математика, 9 класс
Добрый вечер!
Да, если вы стали призером или победителем.
Кирилл Люгаев сказал:
Здравствуйте! 1) Где посмотреть количество баллов по онлайн-олимпиаде по физике и математике? Вижу только задачи и правильные ответы, а количества набранных баллов нет. 2) Будет ли заключительный тур у этих олимпиад.
Спасибо.
Добрый вечер!
1)У вашего аккаунта нет участия в этих олимпиадах. В ином случае баллы доступны в личном кабинете.
2) Заключительный тур будет, но для 9-11 классов.
Иоаким Левичев сказал:
Добрый день, подскажите, обладатели дипломов всех степеней проходят на заключительный этап или нет? Где и как проходит регистрация на заключительный этап?
Мария Мартынова сказал:
Здравствуйте! Когда будут известны проходные баллы в заключительный этап? В личном кабинете стоит диплом 3 степени, это значит что я прошла на закл этап или нет? Если да, то когда и где нужно регестрироваться на него, а то никак нигде не могу найти информацию про это. Спасибо.
Добрый вечер! На заключительный этап проходят дипломанты любой степени. Регистрация проходит на сайте olymp.mipt.ru
Лидия Мануйлова сказал:
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, заключительный этап по биологии где-то поближе к Санкт-Петербургу проводиться не будет, список мест проведения окончательный?
Данной информации у нас нет, обратитесь в оргкомитет заключительного этапа, контакты указаны на сайте olymp.mipt.ru
В задаче 10.3 за 11 класс по физике приведен ответ 27 град., который получен по моему мнению приближенно с использованием первого замечательного предела. Уточнение решения полученного мною уравнением с таким же приближенным ответом перебором на калькуляторе дает более точный ответ - 23 град. Мое решение не зачтено без объяснения причин. Сомневаюсь, что мое неправильное уравнение на угол смачивания дает их правильный приближенный ответ. Обвинения меня в непонимании, как потеет стекло и как мозг формирует зрительный образ, не имеет отношения к делу. Сообщите, если кто столкнулся с подобной проблемой.
Здравствуйте не понимаю решение аппеляции
За круглый стол сели 26 человек, каждый из которых либо лжец, либо рыцарь. Лжецы всегда лгут, а рыцари всегда говорят правду. Каждый из них ответил на два вопроса: «Является ли твой сосед слева лжецом или рыцарем?» и «Является ли твой сосед справа лжецом или рыцарем?». Король знает, что за столом есть лжецы и их меньше, чем рыцарей. Королю сообщили количество ответов «Рыцарь» и ответов «Лжец», и он точно назвал количество рыцарей. Какое наибольшее количество ответов «Рыцарь» мог получить король?
4
я полностью не согласна с данным ответом , такого не может быть рассматривая даже с физической стороны. Ведь при расположении подряд всех рыцарей, а следом всех лжецов мы получим максимальное число произношений слова "рыцарь" . Рыцари не врут, значит 28-2=26 ответов , ибо их 14. Лжецы врут, значит ответов "рыцарь" 24-2= 22. Итого слово "рыцарь" максимально может прозвучать 48 раз, при этом количество ответов "лжец" равно 4.
Так же не согласна с апеляционным решением , просьба разьяснить ситуацию
Ксения Марушина сказал:
Здравствуйте не понимаю решение аппеляции
За круглый стол сели 26 человек, каждый из которых либо лжец, либо рыцарь. Лжецы всегда лгут, а рыцари всегда говорят правду. Каждый из них ответил на два вопроса: «Является ли твой сосед слева лжецом или рыцарем?» и «Является ли твой сосед справа лжецом или рыцарем?». Король знает, что за столом есть лжецы и их меньше, чем рыцарей. Королю сообщили количество ответов «Рыцарь» и ответов «Лжец», и он точно назвал количество рыцарей. Какое наибольшее количество ответов «Рыцарь» мог получить король?
4
я полностью не согласна с данным ответом , такого не может быть рассматривая даже с физической стороны. Ведь при расположении подряд всех рыцарей, а следом всех лжецов мы получим максимальное число произношений слова "рыцарь" . Рыцари не врут, значит 28-2=26 ответов , ибо их 14. Лжецы врут, значит ответов "рыцарь" 24-2= 22. Итого слово "рыцарь" максимально может прозвучать 48 раз, при этом количество ответов "лжец" равно 4.
Так же не согласна с апеляционным решением , просьба разьяснить ситуацию
Кира Захарова сказал:
Андрей Кочетов сказал:
В задаче 10.3 за 11 класс по физике приведен ответ 27 град., который получен по моему мнению приближенно с использованием первого замечательного предела. Уточнение решения полученного мною уравнением с таким же приближенным ответом перебором на калькуляторе дает более точный ответ - 23 град. Мое решение не зачтено без объяснения причин. Сомневаюсь, что мое неправильное уравнение на угол смачивания дает их правильный приближенный ответ. Обвинения меня в непонимании, как потеет стекло и как мозг формирует зрительный образ, не имеет отношения к делу. Сообщите, если кто столкнулся с подобной проблемой.
Я про то же! У меня не засчитали.
Андрей Кочетов сказал:
В задаче 10.3 за 11 класс по физике приведен ответ 27 град., который получен по моему мнению приближенно с использованием первого замечательного предела. Уточнение решения полученного мною уравнением с таким же приближенным ответом перебором на калькуляторе дает более точный ответ - 23 град. Мое решение не зачтено без объяснения причин. Сомневаюсь, что мое неправильное уравнение на угол смачивания дает их правильный приближенный ответ. Обвинения меня в непонимании, как потеет стекло и как мозг формирует зрительный образ, не имеет отношения к делу. Сообщите, если кто столкнулся с подобной проблемой.
Добрый вечер! По вашим обращениям подготавливается ответ.
Кира Захарова сказал:
Андрей Валентинович, Вы напишите в оргкомитет. Этот форум - обманка, громоотвод.
Уважаемая Кира. К сожалению, по некоторым вопросам мы не можем дать быстрый ответ (как, например, обращения с несогласием апелляции). Отмечу, что в обсждениях на сайте мы всегда даем ответы на все вопросы участников.
Ольга Кустова сказал:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где искать информацию о дипломе (димполант I/II/III степени, неважно) и как найти проходные баллы в заключительный тур? Я просто новичок на сайте, не всё понимаю...
Заранее спасибо)
Распределения пока нет (будет на следующей неделе), енопка диплома появится рядом с вашими баллами, там же будет вывешено распределение.
Ксения Марушина сказал:
Здравствуйте не понимаю решение аппеляции
За круглый стол сели 26 человек, каждый из которых либо лжец, либо рыцарь. Лжецы всегда лгут, а рыцари всегда говорят правду. Каждый из них ответил на два вопроса: «Является ли твой сосед слева лжецом или рыцарем?» и «Является ли твой сосед справа лжецом или рыцарем?». Король знает, что за столом есть лжецы и их меньше, чем рыцарей. Королю сообщили количество ответов «Рыцарь» и ответов «Лжец», и он точно назвал количество рыцарей. Какое наибольшее количество ответов «Рыцарь» мог получить король?
4
я полностью не согласна с данным ответом , такого не может быть рассматривая даже с физической стороны. Ведь при расположении подряд всех рыцарей, а следом всех лжецов мы получим максимальное число произношений слова "рыцарь" . Рыцари не врут, значит 28-2=26 ответов , ибо их 14. Лжецы врут, значит ответов "рыцарь" 24-2= 22. Итого слово "рыцарь" максимально может прозвучать 48 раз, при этом количество ответов "лжец" равно 4.
Так же не согласна с апеляционным решением , просьба разьяснить ситуацию
Добрый вечер! Ответ на ваш вопрос дан в другой ветке - https://olymp-online.mipt.ru/events/topic/view/event_id/4181/topic_id/6757
Татьяна Панина сказал:
Здравствуйте. Мне указали, что балл должен был быть повышен, но он остался прежним. Можно это как-то исправить?
Уже исправлено.
Ольга Кустова сказал:
И снова здравствуйте! Вопрос слегка "на опережение", но задать его нужно. Какие документы помимо паспорта, в какой форме и формате необходимо будет иметь при себе для входа в место проведения заключитеьного этапа?
Мы не являемся оргкомитетом заключительного этапа, сайт заключительного этапа - olymp.mipt.ru. Там вы сможете найти контакты и задать свой вопрос.
Анна Гурьева сказал:
здравствуйте, проводится ли где-то официальный разбор заданий олимпиады с подробными решениями?
Добрый вечер!
Нет.
Кристина Ефремова сказал:
Здравствуйте, если есть диплом призера отборочного тура, то значит ли это, что я прошла на заключительный этап олимпиады?
Добрый вечер!
Да.
Артем Хаматуллин сказал:
здравствуйте! Не прошел по результатам онлайн-олимпиады, но хорошо написал выездную в своем городе. В прошлом году прошел на заключительный этап за счет выездной, в этом году есть такая практика?
Добрый вечер!
Если Вы стали призёром Выездной олимпиады в этом году, то проходите на заключительный этап.
Темирлан Байдалиев сказал:
Когда откроется регистрация на закл этап по физике(на сайте пишет "регистрация закрыта")
Добрый вечер!
Регистрация откроется с 12 февраля.
Анна Фёдорова сказал:
Влияет ли призерство на заключительном этапе на ОГЭ? Есть преимущества?
Добрый вечер!
Нет.
Валерия Загустина сказал:
А будет ли учитываться участие в Олимпиаде по физике при поступлении в Вузы?
Нет.
Даниил Светиков сказал:
Уже +- полторы недели назад отправил справку от школы в личном кабинете,но все еще не подтвердили(Беспокоюсь,т.к. не знаю, можно ли регистрироваться на закл без подтвержденной справки). Надо ли беспокоится?
Справка из школы на сайте онлайн-этапа не нужна, обычно она используется для ЗФТШ. Поводов для беспокойства нет.
Никита Агейкин сказал:
Здравствуйте! Если у меня 60 баллов по физике и мне дали Диплом 3 степени, то я прошел на заключительный этап?
Добрый вечер!
Вы проходите на заключительный этап по физике.
Добрый вечер, подскажите пожалуйста будут ли добавляться точки или время проведения закл этапа по математике, живу в мск, так что МИРЭА и Долгопрудный оптимальные варианты, но на них пишется "Для данной площадки не осталось доступных дат для написания олимпиады по предмету. Рекомендуем выбрать другую точку проведения олимпиады по предмету."?
Никита Бакулин сказал:
Добрый вечер, подскажите пожалуйста будут ли добавляться точки или время проведения закл этапа по математике, живу в мск, так что МИРЭА и Долгопрудный оптимальные варианты, но на них пишется "Для данной площадки не осталось доступных дат для написания олимпиады по предмету. Рекомендуем выбрать другую точку проведения олимпиады по предмету."?
Обратитесь к организаторам заключительного этапа.
Максим Векшин сказал:
Добрый вечер, если я стал призёром за 9 класс, хотя на данный момент учусь в 8, нужно ли мне дополнительно что-либо подтверждать для участия в заключительном этапе.
Скорее всего нет, на зайте заключительного этапа вы должны увидеть результат за 9 класс олимпиады. Но лучше обратиться к организаторам напрямую.
Александр Саенко сказал:
Здравствуйте! Я правильно понимаю, для участия в заключительном этапе физтеха мне нужно отправляться в одну из точек проведения олимпиады? Я живу в Казахстане, у меня нет возможности приехать. Могу ли я участвовать в олимпиаде дома? Заранее спасибо за ответ!
Обратитесь к организаторам заключительного этапа по данному вопросу.
Уважаемые организаторы онлайн-этапа олимпиады "Физтех" 2022 по математике 8 класс! Прошу Вас пояснить, где я допустил ошибку при решении задачи номер 8.3(1), ответ расходится с Вашим. Мои рассуждения при решении задачи следующие: из 4-х классов по 25 человек, выбирая по одному из каждого получаем количество способов выбора 25*25*25*25=390 625 способов. Нам еще нужно выбрать одного ученика из оставшихся 96 человек, т.к всего учеников 100, а 4-рых мы уже выбрали, значит еще возможны 96 вариантов выбора. В итоге получаем: 390 625 *96=37 500 000 способов выбора. Заранее благодарен Вам, Дмитрий Боровков
Кирилл Медведев сказал:
Объясните как в 9 задаче физики 11 класса получился ответ 12. У меня получилось 4 после составления диффуры. Может конденсатор что-то делает.
Уважаемый Кирилл,
может, мое решение этой задачи поможет тебе разобраться? (Оформлял решение для себя, так что, возможно, понять его сходу будет трудновато)
С уважением, Александр
Кира Захарова сказал:
Андрей Кочетов сказал:
В задаче 10.3 за 11 класс по физике приведен ответ 27 град., который получен по моему мнению приближенно с использованием первого замечательного предела. Уточнение решения полученного мною уравнением с таким же приближенным ответом перебором на калькуляторе дает более точный ответ - 23 град. Мое решение не зачтено без объяснения причин. Сомневаюсь, что мое неправильное уравнение на угол смачивания дает их правильный приближенный ответ. Обвинения меня в непонимании, как потеет стекло и как мозг формирует зрительный образ, не имеет отношения к делу. Сообщите, если кто столкнулся с подобной проблемой.
Я про то же! У меня не засчитали.
Уважаемые Андрей, Кира!
У меня ответ (25 град) засчитали как правильный: думаю потому, что он отличается от авторского "правильного" (27 град) менее чем на 10%.
Мой ответ (25) отличается как от авторского (27) так и от вашего (23 град). В чем дело? - мне хотелось бы понять. Если предположить, что каждый решальщик не сделал в своем решении простейшей арифметической ошибки, то такое отличие в чиленных ответах может быть объяснено только тем, что решальщики использовали в этой задаче разные физические модели. Представляю ниже свою модель (см. рисунок с ходом луча) и решение задачи. Видно, что в моей модели ну никак нельзя получить авторский либо ваш ответ. По моей модели точный ответ 24.53, а приближенный - 25.78 градусов. Значения отличаются всего лишь на 5%!
Был бы признателен, если бы кто-то поделился своим видением этой задачи (в какой же модели можно получить ответ 23 градуса?). И конечно, буду ждать обещанного Александром ответа от орггомитета олимпиады, из которого надеюсь понять, как получается ответ 27 градусов.
Далее - мое решение.
Кира Захарова сказал:
Александр Дмитриевич, тоже жду обещанного ответа оргкомитета. Вот мои 24 градуса:
Кира,
спасибо за отклик.
Я вижу, что у нас с Вами разные оптические схемы, поэтому и результаты разные. К сожалению, я не смог понять вашу схему:
1) где стекло? 2) что означает круг на основном рисунке (круглая капля)? 3) обозначения для угла смачивания на основном рисунке появляются в двух местах, но не похоже, чтобы хотя бы один из них являлся углом смачивания. 4) почему в схеме луч от удаленного источника движется в водяной среде?
Выкладываю более подробную оптическую схему, которую я использовал в этой задаче. На рисунке показан лишь кусочек (в очень большом масштабе) одной из капель, расположенной на внешней поверхности тонкого стекла. Именно через край этой капли проходит граничный луч, определяющий радиус светлого пятна на стекле. Надеюсь, эти пояснения помогут Вам понять используемую мной оптическую схему.
Можно рассмотреть аналогично запотевание с внутренней стороны стекла, результат будет таким же.
Полагаю, авторская оптическая схема отлична от наших, поэтому и результат у них другой.
Дмитрий Боровков сказал:
Уважаемые организаторы онлайн-этапа олимпиады "Физтех" 2022 по математике 8 класс! Прошу Вас пояснить, где я допустил ошибку при решении задачи номер 8.3(1), ответ расходится с Вашим. Мои рассуждения при решении задачи следующие: из 4-х классов по 25 человек, выбирая по одному из каждого получаем количество способов выбора 25*25*25*25=390 625 способов. Нам еще нужно выбрать одного ученика из оставшихся 96 человек, т.к всего учеников 100, а 4-рых мы уже выбрали, значит еще возможны 96 вариантов выбора. В итоге получаем: 390 625 *96=37 500 000 способов выбора. Заранее благодарен Вам, Дмитрий Боровков
По-моему, здесь варианты по два раза посчитаны...
Кира Захарова сказал:
Круг у меня - это технологический мусор графического редактора, в котором рисовала дугу выпуклую влево. Стеклянную штриховку считайте водой. Всё это не готовилось, как презентация: это черновое, но аккуратное решение.
Стекло - вертикальная чёрная линия.
Капля у меня - вертикальный сегмент в левой части окружности. Решала для случая капель внутри помещения.
Угол смачивания у меня - "альфа". Поверхность гидрофильная.
Всё у меня правильно. Всё как у Вас.
Александр Рябов сказал:
Можно рассмотреть аналогично запотевание с внутренней стороны стекла, результат будет таким же.
Кира, спасибо за пояснения, теперь все стало ясно.
Таким образом,
1) в случае внешнего запотевания (мой случай) точный ответ выписан у меня ранее, и численное значение $$\alpha =24.53°$$.
2) в случае внутреннего запотевания (Ваш, Кира, случай) точный ответ $$\mathrm{tan}\left(\alpha \right)=\frac{\mathrm{sin}\left(\gamma \right)}{n-\mathrm{cos}\left(\gamma \right)}$$ (ваши обозначения), а численное значение $$\alpha =23.30°$$.
3) В приближении малых углов решения для этих двух схем совпадают полностью, и численное значение равно $$\alpha =26°$$.
4) Разница в точных ответах для этих двух схем равна $$1.23°$$, что составляет примерно $$5\%$$.
5) от авторского ответа $$\alpha =27°$$ ответ в схеме внешнего запотевания $$\alpha =25°$$ отличается менее чем на $$10\%$$ (мне "повезло" :) ), а ответ в схеме внутреннего запотевания $$\alpha =23°$$ отличается более чем на $$10\%$$ (Вам "не повезло" :) ).
6) Будем ждать описание авторской схемы...
По задаче 10. Стекло запотевает равномерно, на нем нет никакой выделенной области, то есть если человек, находясь на расстоянии L=40 см, сдвинется вправо-влево или вверх-вниз, он все равно будет видеть светящийся круг радиусом R=6 см с центром в месте перпендикуляра от зрачка к стеклу. Единственная подходящая модель - на стекле множество мельчайших капелек-линз, которые приближенно можно рассматривать как шаровые сегменты радиусом кривизны r, с радиусом сечения h и краевым углом a. Линзы на краю светящейся области преломляют в глаз наблюдателя те входящие лучи, которые прошли через край линзы, дальний от центра области, при этом достигается максимальный угол отклонения. Свет, прошедший через линзы вне области, в глаз не попадет, поэтому там темно. Линзы внутри области преломляют в глаз лучи, прошедшие ближе к их оптической оси. При этом фокусное расстояние линз F может быть разным для разных линз, но оно много меньше L.
Для сферической линзы F=r/(n-1). Из геометрии задачи L/R=F/h. Отсюда sina=h/r=R/L(n-1), a=26.74 град.
Александр Рябов сказал:
Кира Захарова сказал:
Андрей Кочетов сказал:
В задаче 10.3 за 11 класс по физике приведен ответ 27 град., который получен по моему мнению приближенно с использованием первого замечательного предела. Уточнение решения полученного мною уравнением с таким же приближенным ответом перебором на калькуляторе дает более точный ответ - 23 град. Мое решение не зачтено без объяснения причин. Сомневаюсь, что мое неправильное уравнение на угол смачивания дает их правильный приближенный ответ. Обвинения меня в непонимании, как потеет стекло и как мозг формирует зрительный образ, не имеет отношения к делу. Сообщите, если кто столкнулся с подобной проблемой.
Я про то же! У меня не засчитали.
Уважаемые Андрей, Кира!У меня ответ (25 град) засчитали как правильный: думаю потому, что он отличается от авторского "правильного" (27 град) менее чем на 10%.
Мой ответ (25) отличается как от авторского (27) так и от вашего (23 град). В чем дело? - мне хотелось бы понять. Если предположить, что каждый решальщик не сделал в своем решении простейшей арифметической ошибки, то такое отличие в чиленных ответах может быть объяснено только тем, что решальщики использовали в этой задаче разные физические модели. Представляю ниже свою модель (см. рисунок с ходом луча) и решение задачи. Видно, что в моей модели ну никак нельзя получить авторский либо ваш ответ. По моей модели точный ответ 24.53, а приближенный - 25.78 градусов. Значения отличаются всего лишь на 5%!
Был бы признателен, если бы кто-то поделился своим видением этой задачи (в какой же модели можно получить ответ 23 градуса?). И конечно, буду ждать обещанного Александром ответа от орггомитета олимпиады, из которого надеюсь понять, как получается ответ 27 градусов.
Далее - мое решение.
Кира Захарова сказал:
Андрей Кочетов сказал:
В задаче 10.3 за 11 класс по физике приведен ответ 27 град., который получен по моему мнению приближенно с использованием первого замечательного предела. Уточнение решения полученного мною уравнением с таким же приближенным ответом перебором на калькуляторе дает более точный ответ - 23 град. Мое решение не зачтено без объяснения причин. Сомневаюсь, что мое неправильное уравнение на угол смачивания дает их правильный приближенный ответ. Обвинения меня в непонимании, как потеет стекло и как мозг формирует зрительный образ, не имеет отношения к делу. Сообщите, если кто столкнулся с подобной проблемой.
Я про то же! У меня не засчитали.
Андрей Кочетов сказал:
В задаче 10.3 за 11 класс по физике приведен ответ 27 град., который получен по моему мнению приближенно с использованием первого замечательного предела. Уточнение решения полученного мною уравнением с таким же приближенным ответом перебором на калькуляторе дает более точный ответ - 23 град. Мое решение не зачтено без объяснения причин. Сомневаюсь, что мое неправильное уравнение на угол смачивания дает их правильный приближенный ответ. Обвинения меня в непонимании, как потеет стекло и как мозг формирует зрительный образ, не имеет отношения к делу. Сообщите, если кто столкнулся с подобной проблемой.
Добрый день, уважаемые участники.
Ваши решения правильные. Баллы по этой задаче исправлены на сайте. Приносим вам извинения и благодарим за внимательность.
Здравствуйте, хотел зарегаться на закл этап, но показывает что мест свободных нигде нет, ни в Москве, не рядом, все пишут "Для данной площадки не осталось доступных дат для написания олимпиады по предмету. Рекомендуем выбрать другую точку проведения олимпиады по предмету.", а что делать? Я только в Москве и области могу.
Павел Скворцов сказал:
Здравствуйте, я прошел на заключительный этап, но когда выбрал площадку, то оказалось там нет свободных мест, что мне делать? Я не могу ехать в другой город, ближайшая площадка проведения достаточно удалена.
Антоний Перегудов сказал:
Здравствуйте, хотел зарегаться на закл этап, но показывает что мест свободных нигде нет, ни в Москве, не рядом, все пишут "Для данной площадки не осталось доступных дат для написания олимпиады по предмету. Рекомендуем выбрать другую точку проведения олимпиады по предмету.", а что делать? Я только в Москве и области могу.
Обратитесь в оргкомитет заключительного этапа.
Еще раз о Задаче 10.3 по физике для 11-го класса. На следующей картинке показаны зависимости параметра $$\frac{R}{L}$$ от краевого угла смачивания $$\alpha$$ для трех обсуждавшихся ранее расчетных схем.
1) красная кривая - точное решение нелинейной системы для опыта с внешним запотеванием. Область применимости данного решения - полный диапазон угла смачивания, т.е. интервал $$(0,90)°$$.
2) синяя кривая - точное решение нелинейной системы для опыта с внутренним запотеванием. Область применимости данного решения ограничена максимальным углом $${\alpha }_{кр}=\mathrm{arcsin}\left(\frac{1}{n}\right)\cong 48.59°$$. Это связано с проявлением эффекта полного внутреннего отражения на криволинейной границе водяной капли.
3) Пунктирная прямая черного цвета дает решение задачи в линейном приближении (приближение малых углов). Область применения данного подхода - малые углы смачивания. Видно, что для углов смачивания, меньших $$\cong 20°$$, эта схема дает довольно точный результат. Подход с привлечением формулы тонкой линзы, описанный Максимом, есть разновидность данной схемы.
На 2-ом рисунке показан укрупненный фрагмент 1-го рисунка, на котором хорошо видны численные значения угла смачивания, получающегося по этим схемам, для значения параметра $$\frac{R}{L}=0.15$$.
P.S. К сожалению, не дождались подробного разбора этой задачи от авторов. Интересно, пробовал ли кто-то провести экспериментальное определение угла смачивания по схеме, описанной в данной задаче.
Максим Гончаров сказал:
Где можно посмотреть разборы отборочного этапа по математике и физике?
Разбор задач онлайн-этапа не предусмотрен.
Тимофей Попов сказал:
Здравствуйте, у меня дипломы 1-ой и 2-ой степени по физике и математике (соответственно), я писал задания за 8 класс. Могу ли я принять участие в заключительном этапе?
Заранее благодарен за ответ.
Заключительный этап проходит для 9-11 классов.
Александр Быстрицкий сказал:
Сколько по времени длится заключительный тур олимпиады по физике, 9 класс?
Вы находитесь на сайте отборочного онлайн-этапа олимпиады. По вопросам заключительного этапа необходимо обращаться в центральный оргкомитет заключительного этапа (контакты указаны на сайте заключительного этапа olymp.mipt.ru)
Для того, чтобы оставить комментарии к обсуждению, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, а затем вступите в событие